Уважаемые посетители, данный сайт БОЛЕЕ ОБНОВЛЯТЬСЯ НЕ БУДЕТ!
Будем рады видеть вас на новом сайте архива
print

ИЗ ИСТОРИИ СОВЕТСКОГО КИНО 1920-х — 1930-х гг.

«Пока народ безграмотен, из всех искусств для нас

важнейшими являются кино и цирк!»

 

В.И. Ленин

 

Рождением советского кино считается 27 августа 1919 года — день подписания Советом народных комиссаров РСФСР декрета о национализации кинематографа. С этого времени вся фото– и кинематографическая промышленность и торговля перешла в ведение Народного комиссариата просвещения. Отличительной чертой нового советского государства был идеологический контроль над духовной жизнью общества, формирование «правильных взглядов» и уничтожение инакомыслия. В массовой воспитательной работе, наравне с театром, кино отводилась значительная роль. Оно стало мощным идеологическим оружием и находилось на стыке искусства и экономики.

Рассмотрим историю развития советского кинематографа в Вятской губернии — Кировском крае — Кировской области на примере документов Государственного архива социально-политической истории Кировской области.

Демонстрация фильмов в 1920-1930-е годы осуществлялась под руководством отделов агитации и пропаганды уездных и районных комитетов ВКП(б).1 Киноработников критиковали за слабое использование кино «как мощного орудия в борьбе за скорейшее выполнение хозполиткампании и за культурно-просветительное воспитание масс»2. Кино называлось «культурным рычагом перевоспитания масс».3 Для более успешной работы киномехаников передвижек с населением, с ними велись технические и политические занятия «по 3 дня, 6 часов в день, 2 раза в месяц - 36 ч.».4 В период весеннего сева составлялись маршруты движения по районам агитфургонов с кинопередвижками. В колхозах, кроме показа кино, создавались светогазеты, читки которых проводили киномеханики. Таким образом, «продвижению кино в деревню» придавалось чрезвычайное значение.

Стационарных кинотеатров по губернии существовало немногим более 10: в Советске, Слободском, Котельниче, Уржуме, Яранске, Халтурине и губернском центре. Остальные населенные пункты обслуживались кинопередвижками. Вся губерния была разделена на кинорайоны, к которым прикреплялись кинопередвижки для постоянного обслуживания населения.5 Известно, что первая кинопередвижка в Вятской губернии была пущена в 1923 году. Постоянных маршрутов ее движения не было, а расчет с населением за билеты мог вестись крупой, мукой и грибами.6 На июнь 1926 года губерния имела уже 6 кинопередвижек,7 на октябрь 1926 года — 13, на октябрь 1927 года — 37, а на декабрь 1927 года — уже 41. Кинопережвижки были распределены по уездам: Вятский уезд — 2, Котельничский — 9, Слободской — 3, Яранский — 6, Нолинский — 2, Уржумский — 1, Малмыжский — 5, Халтуринский - 3, Омутнинский — 1. В городе Вятке существовало еще 9 кинопередвижек, не прикрепленных для постоянной работы к уездам.8

На 1 января 1935 года в Кировском крае действовало уже 307 киноустановок и кинопередвижек, из них 70 — городских, 237 - сельских.9

Звуковое кино появилось в СССР в конце 1920-х годов. Однако узнаем, что в Кировском крае до марта 1935 года не было ни одного звукового кинотеатра.10

«Положение с организацией звуковых кинотеатров действительно обстоит неудовлетворительно. Причиной этому является, во-первых, то, что кинотрест в г. Кирове организовался только в конце февраля, причем при разделе Горьковский кинотрест не помог организации, не дал ни одного работника, не выделил монтажного материала и никого не командировал для помощи в организации треста, во-вторых, только в марте мы получили звуковую аппаратуру для 3-х установок... Просим оказать содействие...» - писал В.И. Лисин, заведующий отделом пропаганды и агитации Кировского краевого комитета ВКП(б).11

Помощь была оказана, и на 1 мая 1935 года в Кировском крае было озвучено 4 точки: Советск, Шабалино, Слободской, Яранск, планировались: Малмыж, Омутнинск, Нолинск.12 На 1 августа 1935 года действующая киносеть края составила: 17 звуковых кинотеатров (из них в Кирове — 1), 55 немых (в Кирове — 2) и 240 сельских кинопередвижек, всего: 312 киноустановок и кинопередвижек:13

На 01 января 1937 года по Кировской области имелось около 260 киноустановок и кинопередвижек:

23 звуковых кинотеатра (10 сельских стационарных, 13 городских, из них 1 в г. Кирове - кинотеатр «Прогресс»),

15 звуковых кинопередвижек (12 немых, 3 звуковых),

221 немая передвижка.14

А к 1940 году - 442 звуковых и немых киноустановок.15

 В 1920-1930-х годах с кинофикацией сельских населенных пунктов существовали проблемы. Помещения для хранения кинокопий не были приспособлены, поэтому репертуар был недостаточен, приходилось «брать, что дадут».16 Жители деревень были недовольны высокой ценой на билеты. В отчете о состоянии кино в губернии за 1926 год отмечаются траты доходов от кино не по назначению, например, на покрытие дефицита от оперетты. Если городские жители оповещались о ежедневной программе киносеансов из газет, то сельские о времени демонстрации фильмов и предполагаемом репертуаре узнавали за несколько часов до начала сеанса. Затруднения в кинообслуживании населения были связаны также с отсутствием железнодорожных и водных путей сообщения.17

Ощущалась острая нехватка в кадрах. В целях экономии средств на подготовку киномехаников в 1920-х годах проводилось обучение слушателей педтехникумов,18 а также организовывались группы на последних курсах профтехшколы, учащиеся которой дополнительно к основной специальности электромеханика получали специальность киномеханика.19 В 1930-х годах подготовка киноработников велась уже в централизованном порядке через курсы киномехаников в г. Горьком (совр. Нижнем Новгороде) и г. Загорске (совр. г. Сергиев Посад Московской области), курсы кинотехников в г. Ленинграде (совр. Санкт-Петербурге) и г. Ростове-на-Дону.

Как же обстояло дело с кинофикацией в 1920-1930-е годы в городе Вятке — Кирове? На начало 1920-х годов в городе имелось 4 кинотеатра (все они размещались в деревянных зданиях): в павильоне детского парка им. В.А. Жуковского (совр. Детский парк «Аполло», открыт в 1897 г.), летний кинотеатр «Прогресс» сада им. Ст. Халтурина (совр. Александровский сад, открыт в 1908 г., а с 1911 г. и в новом здании на улице Никитской, совр. Володарского, между улицами Московской и Преображенской), «Колизей» (открыт в 1913 г., на улице Спасской, приблизительно на месте нового здания областного художественного музея). К началу 1930-х годов город имел лишь два основных деревянных, выходящих из строя кинотеатра («Прогресс», «Колизей») на 400 мест и до 350 мест в клубных театрах. В докладной записке в Кировский областной комитет ВКП(б) отмечалось: «Кинотеатр «Колизей» считается лучшим коммерческим в областном центре. Однако билеты стоят 2 р. 15 к., а обслуживание публики очень плохое, удобств никаких. Крыша течет, стулья разлезаются, и цепляются за платье публики гвозди из стульев. Надо починить крышу...»20

Среди клубного типа кинотеатров надо отметить кинотеатр «Октябрь» при музее Революции, который располагался с 1927 года в здании на улице Дрылевского (совр. здание Театра на Спасской). «Картины здесь демонстрировались исключительно идеологически выдержанные». Ежедневно с 14.00 до 23.00 часов проходило 6 сеансов. 21 Закрылся кинотеатр в связи с нехваткой площадей здания под экспозиции в 1935 году после перевода музея Кировского краеведения в здание музея Революции.22 Аппаратура кинотеатра «Октябрь» была передана в с. Кырчаны Кировской области в 1936 году.23

Вопрос о строительстве каменного кинотеатра на 800 мест в городе был выдвинут еще в 1931 году с обязательным началом строительных работ на следующий год.24 Существующих двух основных кинотеатров было недостаточно для удовлетворения потребностей населения Вятки. В краткой записке о коммунальном хозяйстве Вятки и необходимых мероприятиях по его укреплению за 1932 год приводился расчет потребностей населения в кинообслуживании: «...Чтобы более или менее значительно удовлетворить потребности в гор. Вятке, нужно иметь не 800, а 1600 мест, исходя из следующего расчета: 52000 человек населения в возрасте 16-50 лет при необходимости, как минимум, обслуживать кинотеатром каждого не менее, чем 3 раза в месяц, при 3-х сеансах, даваемых кинотеатрами ежедневно, в течение каждого месяца действительно требуется: 52000 х 3 / 30 дн. х 3 сеанса = 1600 мест. Данная цифра ясно говорит за немедленное строительство в Вятке в течение 1932 года нового кинотеатра».25

При кинотеатре планировалось оборудовать кинобудку «для демонстрирования громкоговорящих кинофильмов».26

Но строительство нового кинотеатра в 1932 году не началось. В постановлении президиума Кировского городского совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов № 18 от 21 июня 1935 года читаем только лишь об определении места постройки звукового кинотеатра: «Согласиться с заключением Горкомхоза о постройке кинотеатра на углу Карла Маркса и Герцена...»27 Строительство будущего кинотеатра «Октябрь» велось с 1936 года и было завершено в 1938 году. Зрительный зал его был рассчитан на 800 мест, имелись просторное фойе и кассовый зал. И сегодня этот старейший кинотеатр города, построенный по проекту московского архитектора Виктора Калмыкова, является украшением города и отражением ушедшей советской эпохи.

В документах архива имеются сведения о репертуаре показываемых фильмов в 1930-е годы. Документальное и художественно-документальное кино было средством обучения, просвещения и пропаганды нужной идеологии.

Например, документальный фильм «Поколение победителей» (1936 г., звуковой) мог служить ярким наглядным пособием при изучении краткого курса истории ВКП(б).28

Плакат «Кино — в массы».

Фильм «Аэроград» (1935 г., звуковой) «посвящен Дальнему Востоку и рассказывает об освобождении края, о классовой борьбе, защите границ, тесной и нерушимой связи народа со своей армией, ненависти к врагу, беспредельной любви к Родине».29

В агитационно-пропагандистском фильме «Если завтра война» (1938 г., немой) «отряды фашистских агрессоров пытаются внезапно перейти Советскую границу. Но зорок глаз наших славных пограничников. Горячие патриоты принимают бой и после жестокой перестрелки вынуждают противника перейти к обороне. Весь советский народ, как один человек, с гневом и решимостью встает под боевые красные знамена. Красная Армия атакует противника со всех сторон и добивает врага на его территории».30

Среди художественных фильмов того времени можно назвать: «Человек-невидимка» (1933 г.), «Юность Максима» (1936 г.), «Дубровский» (1936 г.), «Дети капитана Гранта» (1936 г.).

Наряду с художественным фильмом «Цирк» (1936 г.) самым успешным и любимым фильмом 1930-х годов был «Чапаев» (1934 г., немой, звуковой). Это «историческая и революционная эпопея эпохи гражданской войны на Урале» о «борьбе чапаевской дивизии против белогвардейских банд» сорежиссеров Сергея и Григория Васильевых. По всем районам Кировского края состоялась массовая демонстрация фильма,31 во время которой проводилась большая агитационная и воспитательная работа среди населения. Агитбригада с кинопередвижкой объезжала районы Кировского края. Силами культбригады оборудовали клубы, были отремонтированы радиоустановки, организованы лекции медицинских сестер среди женщин по вопросам материнства и гигиены, проведены концерты баянистов и, конечно, танцы. Колхозники-ударники были сфотографированы, предварительно посетив имеющегося в штате агитбригады парикмахера. Показ киноленты проводили и в клубах, и просто на улице, так как ни один клуб не мог вместить всех желающих ее посмотреть.32

 

Здание кинотеатра «Октябрь» г. Кирова. Автор съемки: Б.К. Лысов. 1950 г. (Ф. Р-6969. Оп. 2. Д. 238.)

В архивном фонде Кировского краевого комитета ВКП(б) сохранились отзывы о просмотре кинофильма. Так, колхозники Марьянского сельского совета Куменского района писали: «Посмотрев кинокартину «Чапаев», мы, колхозники в количестве 400 человек, с большим вниманием и напряжением следили за развертыванием действий эпизодов гражданской войны. Поражались исключительной отвагой героев этой картины».33 Другой отзыв колхозников Кырмыжского сельского совета Вожгальского района: «Посмотрев кинокартину «Чапаев» и обсудив разъяснения, мы, колхозники в количестве 400 человек, с большим напряжением, вниманием и волнением посмотрели этот по существу исторический фильм, который может создать только наша советская кинофабрика, наши киноартисты, работающие под руководством партии Ленина-Сталина».34

Пропагандистская и идеологическая роли кино в 1930-х годах проявились в создании документальных фильмов. Для ознакомления населения с Конституцией СССР, принятой в 1936 году, по районам Кировской области был проведен показ документального кинофильма «Доклад тов. И.В. Сталина о Конституции СССР» с разъяснительной работой.35 В октябре-ноябре 1937 года, в период подготовки к выборам в Верховный Совет СССР, по 47 районам Кировской области прошли кинофестивали.36 На кинопередвижках были закреплены лозунги, посвященные выборам. Перед сеансами демонстрировались специальные выпуски кинохроники «Как будет голосовать избиратель». Одновременно в колхозах были зачитаны доклады о том, как живет страна, каково состояние международного положения, продавалась литература, а после показов кинолент устраивались вечера самодеятельности. Проведение данного кинофестиваля считалось «политической работой».37 Велась статистика посещений сеансов и активность населения в предвыборный период. В инструкциях лекторам говорилось: «нельзя перегружать докладами, он должен идти час-полтора, после картины вести разъяснительную работу, чтобы люди ушли с правильным понятием».38

Ф. П-1290. Оп. 2. Д. 241. Л. 200

Для оперативного обслуживания кинохроникой кампании 1938 года по выборам в Верховный Совет РСФСР первого созыва в Кировскую область была направлена кинобригада Горьковской киностудии хроники для съемки 3 короткометражных фильмов о кандидатах в Верховный Совет РСФСР и более 5 сюжетов о том, как ведется выборная кампания.39

В 1939 году Горьковской киностудией был снят агитационный фильм об известной спортсменке-кировчанке Марии Григорьевне Исаковой, кандидате в депутаты Кировского совета депутатов трудящихся.40

Итак, к концу 1930-х годов сложились основные черты советского кинематографа: с одной стороны, обязательная цензура, идеологический подтекст фильмов, воспитательное значение, героическая и патриотическая тематика, с другой стороны, яркие сюжеты и актеры, большая популярность кино у населения. Таким кинематограф практически просуществовал до 1990-х годов.

  1. ГАСПИ КО. Ф. П-1290. Оп. 4. Д. 117. Л. 66
  2. Там же. Ф. П-1255. Оп. 1. Д. 574. Л. 61
  3. Там же
  4. Там же. Л. 19
  5. ГАКО. Ф. 887. Оп. 1. Д. 1320. Л. 3
  6. ГАСПИ КО. Ф. П-1290. Оп. 2. Д. 241. Л. 5
  7. Там же. Ф. П-1. Оп. 4. Д. 235. Л. 70
  8. ГАКО. Ф. 887. Оп. 1. Д. 1320. Л. 3
  9. ГАСПИ КО. Ф. П-1255. Оп. 1. Д. 574. Л. 48
  10. Там же. Л. 13
  11. Там же. Л. 14-14 об.
  12. Там же. Л. 15
  13. Там же. Л. 16
  14. Там же. Ф. П-1290. Оп. 1. Д. 197. Л. 1
  15. Там же. Оп. 6. Д. 190. Л. 24-25
  16. Там же. Ф. П-1. Оп. 4. Д. 235. Л. 70
  17. Там же. Ф. П-1255. Оп. 1. Д. 574. Л. 49
  18. Там же. Ф.П-1. Оп. 1. Д. 234. Л. 73
  19. ГАКО. Ф. 887. Оп. 1. Д. 1320. Л. 6.
  20. Там же. Ф. П-1290. Оп. 1. Д. 197. Л. 21.
  21. Там же. Ф. П-2. Оп. 1. Д. 98. Л. 10.
  22. Там же. Ф. П-1255. Оп. 1. Д. 574. Лл. 66-67.
  23. Там же. Ф. П-1290. Оп. 1. Д. 197. Л. 12.
  24. Там же. Ф. Р-6817. Оп. 1. Д. 103. Л. 16.
  25. Там же. Д. 21. Лл. 250-251.
  26. Там же. Д. 1036. Л. 17.
  27. ГАКО. Ф. Р-897. Оп. 1. Д. 1201. Л. 117.
  28. ГАСПИ КО. Ф. П-1290. Оп. 4. Д. 117. Л. 67.
  29. Там же. Л. 75.
  30. Там же. Л. 77.
  31. Там же. Ф. П-1255. Оп. 1. Д. 574. Л. 39.
  32. ГАСПИ КО. Ф. П-1255. Оп. 1. Д. 574. Л. 40.
  33. Там же. Л. 35.
  34. Там же. Л. 28.
  35. Там же. Ф. П-1290. Оп. 1. Д. 197. Л. 43.
  36. Там же. Оп. 2. Д. 241. Л. 83.
  37. Там же. Оп. 1. Д. 197. Л. 72.
  38. Там же. Л. 82.
  39. Там же. Оп. 2. Д. 241. Л. 128.
  40. Там же. Л. 196.
  41. Опубликовано: "Герценка: Вятские записки [Текст]: [науч. - попул. Альм.] / Киров. 2016. Вып. 30. С. 135 - 142.

последнее обновление страницы: 2017-07-03

Valid XHTML 1.0 Strict Брейс, дизайн в кирове