Уважаемые посетители, данный сайт БОЛЕЕ ОБНОВЛЯТЬСЯ НЕ БУДЕТ!
Будем рады видеть вас на новом сайте архива
print

Е. Чудиновских

Пламенные младенцы

Оптинские старцы говорили, что придёт время, когда всю Россию покроют крестные ходы. Пришло время сбываться этим словам. Завершился Великорецкий крестный ход - один из крупнейших ежегодных крестных ходов в стране.

И уже готовятся паломники к совершению крестного хода в августе (после возрождения паломничества — в одиннадцатый раз) — из Белой Холуницы — к Пламенным младенцам.

История возникновения паломничества сохранилась в документах КОГКУ «Государственный архив социально-политической истории Кировской области». В 1930 году было проведено настоящее следствие о возникновении почитания Пламенных младенцев. На тот год ежедневно к посвященным им часовням шли бесчисленные вереницы паломников — от 50 до 100 человек в день, чтобы отслужить благодарственный молебен или панихиду. Шли отовсюду — из городов, сел и деревень ближних и дальних, из Вятской и Северо-Двинской губерний, с Урала. Шли пешком, ехали на лошадях...

Местным властям и членам Союза воинствующих безбожников (была в то время такая общественная организация по борьбе с религией) не давало покоя такое активное почитание святынь. С целью его ликвидации и было задумано следствие, с материалами которого мы и хотели бы Вас познакомить.

Начинается следствие с давно минувших дней. Аж на пятьдесят лет назад, в 1883-й год, заглянули следователи, разбираясь в этом деле. Начали следствие с расспросов родственников сожженных младенцев - их родного брата и племянника, свидетелей события. Вот что они рассказали:

Племянник - Воронин Михаил Григорьевич (в 1930 году ему было 26 лет) рассказал на следствии 25 января 1930 года:

«Мой дед Егор Воронин... жил очень бедно, налоги на него так сильно действовали, что он был полностью разорен и вынужден был кормиться подаянием. У него была семья восемь человек, т.е. он сам, его жена, пять сыновей: Кирилл, Григорий (эти оба сейчас живы), Василий, Дмитрий и Илья (последние трое сожжены). Жили тогда все в дер. Подгорновский починок, в 17 км от завода Климковка. Примерно в возрасте 46 лет мой дед не в состоянии стал кормить свою семью, и однажды послал сбирать по деревням двух старших сыновей - Кирилла и Григория 12 и 10 лет, а сам остался дома с семьей, т.е. с тремя маленькими сыновьями до 7 лет старшему и дочерью Марией 9 лет. Жена уехала тогда в завод, а дочь вышла к корове. Была истоплена печь. Дед Егор, видимо, с отчаяния, решил покончить с семьей. Он, пользуясь отсутствием жены, дочери и старших сыновей, затопил снова печь и, когда таковая разгорелась, схватил всех трех сыновей и сбросил их в горящую печь, где они все и сгорели...»

Родной брат сожженных малышей Воронин Григорий Егорович 58 лет на допросе на следующий день добавил подробностей:

«...Сожжение их произошло 02 февраля 1883 года (по старому стилю — Е.Ч.). Мне тогда было 10 лет, а сожженным Дмитрию — 7 лет, Илье - 4 года, Василию — 2 года. Отец наш жил бедно, он подрабатывал на лошади — возил дрова. Перед сожжением месяца за два он заболел, у него разболелись глаза и работать он не мог. Когда у нас стал на исходе хлеб, мать послала меня и Кирилла сбирать в Климковку. 02 февраля мать приехала за мной на лошади и рассказала, что Мария (сестра — Е.Ч.) ушла [в тот роковой момент] из дома за коровой на водопой. Когда сестра вернулась домой, то застала их в печке обуглившихся и почерневших. Отец тогда же запер дверь в сени, чтобы она никуда не убежала и сказал ей, что он ей ничего не сделает.

Когда мы с матерью приехали домой, то застали только один пепел. Были созваны соседи, отец связан и отвезен впоследствии в Вятку, где он и умер через полгода от душевного расстройства, не дождавшись суда. Мы сразу же тогда уехали из деревни Подгорновской в завод Климковку, где и живем до сего времени. Пепел с остатками костей от сгоревших ребят тогда были собраны в горшок и находились почти целый год со следственными материалами. В октябре 1883 года этот пепел был послан в Климковку, где и был похоронен заводоуправлением в церковной ограде...»

Дальнейшее видно из рассказа священника елевской церкви Святых Петра и Павла Ивана Двоеглазова: «Почитание младенцев началось следующим образом. Служивший тогда священник Алексий Белкин боялся быстрой езды на лошадях. Однажды его лошадь с угора понесла сильно. Что ему пало на ум обещать по младенцам панихиду? Лошадь будто бы усмирилась, а он обещание исправил. Затем же рекомендовал делать такие обещания и верующим, что и сделалось. А т.к. в [Климковском] заводе работало много пришлых рабочих, они и стали делать такие обещания, безусловно при содействии монашествующих и других, объясняющих суть дела...»

Дальнейшее прописано уже в обвинительном заключении по делу: «Года через два после похорон в народе стали носиться слухи, что сожженные младенцы помогают от болезней, если только им помолиться... Духовенство церкви Климковского завода в тот же год на месте погребения младенцев построили часовню на средства церкви, которую впоследствии стали называть часовней «Пламенных младенцев»... С постройкой часовни к ней началось массовое паломничество. В летние месяцы часовня посещалась богомольцами от 50 до 100 человек... Священник елевской церкви на месте сожжения младенцев выстроил также часовню, вырыв около него колодец... В результате паломничество началось и ко второй часовне, одновременно приходящие богомольцы брали из колодца святую воду... Из-под часовни паломники брали землю, которую также уносили с собой... Около завода Климковки в дер. Шабалята была построена часовня, из под которой из ручья била вода, отведенная по желобу в колодец... Лежание в колоде в воде было не только летом, но и зимой. Кроме того, у церкви в селе Елево росла елка, которая была распропагандирована как святая, исцеляющая больных от зубной боли... У этой елки священники устраивали молебствия...

...Колодец, а также и часовня при нем, в 1929 году, осенью, были закрыты, несколько позднее была закрыта церковь и часовня «Пламенных младенцев» в заводе Климковка. Святая елка была спилена и увезена в лес. Несмотря на закрытие всех святыней, паломничество, хотя и в меньших размерах, продолжается до сего времени...»

Чтобы ликвидировать почитание святых мест оставалось последнее средство — закрыть церковь, физически уничтожить священство и монашество (в Елеве после закрытия Слободского Христорождественского монастыря жили несколько его бывших насельниц), прославлявших местные святыни.

18 августа 1930 года были арестованы священник церкви Петра и Павла Иван Двоеглазов, псаломщик той же церкви Зинаида Якимова, бывшие насельницы Слободского Христорождественского монастыря - монахиня мать Виктория (Шутова Ольга Ивановна), послушница сестра Анна (Шабалина Анна Ивановна).

Их подвиг — еще одна страница в книге страдальцев за веру, Христа. Но это уже — следующая история.

последнее обновление страницы: 2017-07-03

Valid XHTML 1.0 Strict Брейс, дизайн в кирове